«Май холодный — год хлебородный» — гласит народная примета. Но некоторые ульяновские земледельцы опровергают этот древний тезис. Во всяком случае относительно озимой пшеницы.
— Холодные ночи, которые мы наблюдали в мае этого года, ничего хорошего растениям не сулят, ведь из-за низких температур они испытывают постоянный стресс, — сетует агроном одного из ведущих растениеводческих хозяйств региона Вячеслав Поляков. — Не самая благоприятная для озимых осень и поздняя весна привели к тому, что мы не имеем нужного количества растений на квадратный метр и нужного количества продуктивных стеблей пшеницы. Да и само развитие растений в нашем хозяйстве идет с отставанием от прошлогодних показателей на восемь календарных дней. Все это негативно скажется на урожайности. Главное сейчас — минимизировать последствия стресса для растений, внося необходимые микроэлементы и используя агроприемы.
Руководитель агрофирмы «Приволжье» Александр Асмус напоминает, что холодный май для Среднего Поволжья — это нормально, но многие за последние годы от этого отвыкли. Тот факт, что озимые развиваются не так хорошо, как в прошлом году, может оказаться на руку передовым хозяйствам, которые все же получат приемлемые урожаи благодаря своевременным обработкам и удобрениям, ведь цена на зерно на фоне снижения средней урожайности поднимется.
О том, что озимые культуры развиваются с задержкой, говорят и результаты космического мониторинга, который провел в Поволжье Национальный союз агростраховщиков (НСА).
— Критическая ситуация складывается в центральной части и на севере Поволжья, — говорит президент НСА Корней Биждов. — В зоне риска остаются Татарстан, Республика Марий Эл, Удмуртия, равнинная часть Башкирии, центр и север Нижегородской области, северные территории Чувашии, Ульяновской, Самарской и Оренбургской областей. На момент мониторинга НСА показатели вегетационного индекса озимых культур в этих регионах оказались на 20-30 процентов ниже средних многолетних значений. Очевидно, что на развитии культур сказались майские холода, сопровождавшиеся в отдельных областях заморозками и снегом.
Несмотря на опасения за урожай озимых, ульяновские аграрии не спешат страховать посевы, объясняя это тем, что добиться страховых выплат очень сложно даже в случае гибели урожая из-за природных катаклизмов. Тем более некоторые специалисты считают опасения за судьбу озимых преждевременными.
Так, декан аграрного факультета Ульяновского государственного аграрного университета имени Столыпина Александр Тойгильдин в разговоре с корреспондентом «РГ» заявил, что затяжная весна имеет целый ряд преимуществ.
— Фазы развития растений действительно затянулись, но это позволило им дольше развиваться, и если им хватает питания и другие факторы в порядке, то произошла хорошая закладка урожая. Я думаю, что те хозяйства, в которых озимые успешно перезимовали, могут претендовать на рекордные урожаи в этом году, — говорит Тойгильдин.
По данным министерства сельского хозяйства Ульяновской области, гибель озимых в регионе произошла на площади 10 тысяч гектаров. Это 4 процента от всей площади озимых посевов. Весной вместо них посеяли яровые культуры.
Кстати, яровым прохладный май не так страшен, и именно на них в хозяйствах в этом году возлагают особенные надежды.
— Нет жары, поэтому влага, накопленная во время снеготаяния, почти не испаряется из почвы, — поясняет Александр Тойгильдин. — Пока состояние яровых посевов опасений не вызывает, но выводы делать еще слишком рано, ведь лето в нашей полосе часто бывает засушливым.

Источник: Российская газета, 30.05.2017