Полис ОСАГО подорожал второй раз за полгода и поправил положение страховщиков. А скоро может еще и поддержать малоимущих и пополнить региональные бюджеты.

12 апреля были повышены базовые тарифы по страхованию автогражданской ответственности. Это стало вторым подорожанием за последние полгода – с 1 октября стоимость ОСАГО увеличилась примерно на четверть. Нынешний рост составил еще 40–60%. Правда, лимит максимальных выплат по страховке увеличился втрое: прошлой осенью со 120 тыс. до 400 тыс. руб. выросло возмещение за ущерб, а с 1 апреля этого года со 160 тыс. до 500 тыс. руб. – за здоровье.

В результате, казалось бы, страховщики остались в проигрыше. Но тонкость заключается в том, что сборы, которые они получат, растут гарантировано, и полис любой автовладелец купить обязан. А вот с возмещение все не столь очевидно. Ведь выросли не сами выплаты, а только максимальные планки, так что страховщики могут, как и раньше, занижать суммы, которые пострадавший получает на руки, ссылаясь на износ деталей. Кроме того, они вряд ли легко откажутся от практики навязывания допуслуг, получившей широкое распространение в прошлом году. Заместитель председателя Банка России Владимир Чистюхин утверждает, что справиться с этой проблемой пока не удается.

Отдельные представители страхового сообщества по привычке уже выступили с идеей, что нынешнего повышения тарифов недостаточно. Но, по словам Владимира Чистюхина, «страховые компании, которые находятся у нас на ежедневном мониторинге, показывают положительную динамику как по увеличению числа офисов и возвращению в центральные точки регионов, так и по улучшению качества продаж». Так что благотворное влияние роста стоимости страховки налицо.

При этом длительные торги вокруг тарифов по ОСАГО показали всем, насколько значима эта тема и для общества, и для власти. Иллюстрацией ее социальной значимости может служить тот факт, что сразу после подорожания «автогражданки» ЦБ по поручению президента занялся проработкой механизма компенсации отдельным категориям малоимущих граждан.

Оставим в стороне тот факт, что малоимущие граждане у нас разъезжают на личных автомобилях. Интересно другое: региональные депутаты, глядя на все это, сообразили, как пополнить местные бюджеты с помощью «автогражданки». Дело в том, что транспортный налог идет в местную казну. И платится он в последнее время все хуже. В Госдуме появился законопроект, согласно которому для заключения договора ОСАГО надо будет предъявить квитанцию об уплате транспортного налога или справку из ФНС об отсутствии задолженности по нему. Правда, у страховщиков и без этого были опасения, что из-за подорожания «автогражданки» активизируются мошенники, продающие поддельные полисы, годные только для предъявления сотрудникам ДПС. А если закон о привязке ОСАГО к уплате транспортного налога примут, клиентская база у изготовителей поддельных страховок вырастет гарантированно.

Источник: Коммерсантъ Деньги, №16, 27.04.15