Используя закон о банкротстве, ЦБ может давить на страховщиков лишь за две задержки с выплатой клиентам, обнаружил экс-руководитель Росстрахнадзора Александр Коваль.

Регулятор страховой отрасли – Служба Банка России по финансовым рынкам (СБРФР) – не исполняет требования закона о несостоятельности, написал председателю комитета Госдумы по финансовым рынкам Наталье Бурыкиной глава экспертного совета при комитете и бывший руководитель Федеральной службы страхового надзора Александр Коваль (письмо есть у «Ведомостей»). Речь идет о ст. 183.2 и 184.1, касающихся предупреждения банкротства. По ним компания, дважды в течение месяца отказавшаяся удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам (достаточно просрочить выплату по полису на 10 дней), должна представить регулятору план восстановления платежеспособности.

«Получается, что страховщик, задержавший или не осуществивший более чем одну выплату в течение 10 дней, например, по ОСАГО или автокаско, обязан самостоятельно в течение 15 дней направить в СБРФР уведомление и приложенный к нему план восстановления платежеспособности, даже если при этом отсутствуют признаки банкротства», – констатирует Коваль в письме. По его данным, регулятор ни разу с момента вступления норм в силу (разные части – в 2010 г. и сентябре 2013 г. – «Ведомости») не принимал решения о проведении проверки таких фактов. Хотя формальные задержки выплат на срок более 10 дней имеются практически у каждого страховщика, знает Коваль. Эта норма провоцирует коррупцию и избирательные санкции, причем даже к стабильным компаниям, считает он и просит поменять редакцию.

«Ведомости» изучили приказы СБРФР с 1 сентября. Пока служба лишь единожды отзывала лицензию – у страховой компании «СК ПБ» за неисполнение предписания отделения регулятора «в связи с необоснованным отказом в осуществлении страховой выплаты». Комментировать причины отзыва лицензии СК ПБ представитель СБРФР отказался.

Представитель СБРФР говорит, что не согласен с заявлением, будто сотрудники службы игнорируют закон о банкротстве. Если обсуждать меры по предупреждению банкротства страховых компаний, то служба считает нужным вмешиваться, когда речь идет о недостаточной финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков, замечает он. Задержки же с выплатой могут быть обусловлены спорами со страхователями по документам, суммам – каждый случай необходимо анализировать в отдельности, продолжает представитель СБРФР, тем более осторожно нужно подходить к таким ситуациям, когда компания оспаривает выплату долга в суде.

Коваль обещает в ноябре вынести данный вопрос на рассмотрение экспертного совета при комитете Госдумы. «Я в курсе этой проблемы», – говорит Бурыкина. Депутаты намерены обсудить проблему в комитете в ближайшем будущем.

Нет убытка – нет проблемы

Если компания признала страховой случай и не заплатила по нему либо если не исполняет судебных решений о выплате – это повод признавать ее банкротом, рассуждает партнер адвокатского бюро DS Law Михаил Александров. Но, как правило, страховщики затягивают с выплатой, не признавая страхового случая, рассказывает он: если компания еще не признала убыток, то получается, что у нее нет обязанности по осуществлению страховой выплаты.

Источник: Ведомости, №21.10.13

Автор: Нехайчук Ю.