«Транснефть» выставила на продажу свою страховую «дочку». Среди претендентов – СОГАЗ и «АльфаСтрахование».

Вчера «Транснефть» объявила открытый конкурс на реализацию 100% акций дочерней страховой компании «Транснефть». Итоги конкурса будут подведены 20 сентября.

Вице-президент материнской «Транснефти» Михаил Барков называет СК «Транснефть» «динамично развивающейся прибыльной компанией, которая не только обеспечивает страховой защитой систему «Транснефти», но и зарекомендовала себя в последние годы как активный рыночный страховщик». Сейчас она очень привлекательна для потенциальных инвесторов, а сложившаяся конъюнктура рынка наиболее удачна для продажи, объясняет он решение о продаже страховщика.

Как выяснили «Ведомости», побороться за СК «Транснефть» намерена страховая группа «СОГАЗ». «Мы рассмотрим возможность участия в этом конкурсе, – заявил «Ведомостям» предправления СОГАЗа Сергей Иванов. – Время от времени нам поступали разные предложения о покупке, но мы заинтересованы прежде всего в активах с доступом к крупным клиентам». По структуре клиентского портфеля и рисков СК «Транснефть» «близка и понятна СОГАЗу», говорит Иванов, обещая «внимательно проанализировать стоимость этого актива и целесообразность инвестиций в него».

У СОГАЗа в этом конкурсе скорее всего будет достойный соперник. Интерес к участию в конкурсе подтвердил генеральный директор СГ «АльфаСтрахование» Владимир Скворцов.

Обе группы уже сделали немало приобретений. И для СОГАЗа, и для «АльфаСтрахования» это не первая сделка по приобретению крупного корпоративного портфеля рисков, напоминает заместитель гендиректора «Эксперта РА» Павел Самиев. СОГАЗ начал с приобретения страховой «дочки» «Роснефти» в 2005 г., в 2009 г. выкупил страховщика «Северстали», группу «Шексна». «АльфаСтрахование» в конце 2000-х гг. приобрело страховщиков группы «Таиф», Магнитогорского металлургического комбината, взяло на себя страхование рисков «Металлоинвеста» в обмен на помощь его страховщику. Также был приобретен страховщик «Аэрофлота» – СК «Москва» (ее бизнес перешел в «Альфу», а сама компания на прошлой неделе была продана «как набор лицензий» ТКС-банку Олега Тинькова).

В отличие от розничных страховщиков, СГ «Капитал» или СКМ «Транснефти» сложнее гарантировать сохранение бизнеса, ведь это не частная, а государственная компания, уточняет Самиев. Зато у нее есть еще один интересный пласт клиентов – поставщики и подрядчики монополии, которые также страхуют риски в «Транснефти», добавляет он.

«На первый взгляд, компания может стоить 10–11 млрд руб. К этой цифре может быть применен коэффициент от 0,8 до 1,3, поскольку сложно точно оценить капитализацию компании и ожидания инвестора», – говорит Татьяна Никитина из «Национального рейтингового агентства». «Мультипликатор должен быть не меньше единицы к сборам страховщика», – считает Самиев: бизнес привлекателен, компания эффективна при условии сохранения контрактов с монополией. Нынешние будут действовать до конца 2015 г., отмечает представитель СК «Транснефть» Екатерина Двойникова. Такие договоры укрепят интерес потенциальных инвесторов, резюмирует главный эксперт «Интерфакс-ЦЭА» Анжела Долгополова.

Страховка для покупателя

5 лет составлял срок действия контрактов на обслуживание рисков «Лукойла» при продаже страховой группы «Капитал» «Росгосстраху» в 2008 г. основными владельцами нефтяной компании Вагитом Алекперовым и Леонидом Федуном.

Источник: Ведомости, №151, 21.08.13

Автор: Нехайчук Ю.