Проверки отказов продавать полисы ОСАГО настолько утомили Уральское отделение ФСФР, что чиновники попросили не присылать жалобы без существенных доказательств. Как выяснили «Ведомости», в центральном аппарате службы их не поддерживают.

В случае отказа от заключения договора ОСАГО (запрещено законом, если представлены нужные документы. – «Ведомости») «страхователю следует потребовать письменный отказ в заключении договора ОСАГО либо иным образом зафиксировать факт отказа и не забыть приложить эти доказательства к жалобе», говорится в сообщении отделения ФСФР в Уральском федеральном округе, опубликованном на его сайте. Такой порядок чиновники объяснили ростом жалоб на отказ в продаже полиса ОСАГО без покупки других полисов. В целом же они советуют гражданам обращаться сразу в суд и там понуждать страховщиков к заключению договора.

Такие требования чиновников не имеют под собой правовых оснований, жаловаться можно в любом виде, говорит адвокат Павел Ламбров. В центральном аппарате ФСФР с этим согласны. «Письмо носит рекомендательный характер, – утверждает замруководителя ФСФР Юлия Бондарева. – Жалобы принимаются в любом виде, даже по электронной почте мы их примем и будем разбираться».

О том, что страховщики могут приостановить продажу полисов в некоторых регионах, участники рынка заговорили еще в январе. Страховщики считают заниженными часть территориальных коэффициентов к тарифу, а увеличить их правительство пока отказывается. Слабый контролер на рынке приводит к расцвету беззакония и отделение расписалось в слабости, возмущен президент Ассоциации защиты страхователей Николай Тюрников: не клиент через суд должен заставлять страховщика, это ФСФР должна следить, чтобы незаконных отказов не было.

Опрошенные «Ведомостями» юристы считают требования по доказательствам непростыми: получить письменный отказ от страховщика трудно, удостоверить нотариально устный – слишком дорого, а аудио- и видеозаписи не всегда признают суды.

Жалоб много, как с письменными отказами, так и с аудиозаписями, рассказывает Бондарева: «Мы принимаем все, другое дело – как их примет суд в качестве доказательств нарушения». Понять службу можно – если она оштрафует страховщика только на основании бездоказательных заявлений граждан, то с высокой вероятностью проиграет спор в суде самой компании, объясняет управляющий партнер «Бартолиуса» Юлий Тай. Он считает, что ФСФР может работать с доказательствами бездействия страховщиков. От клиента требуется направить письмо с просьбой продать полис ОСАГО и зафиксировать, что компания в разумный срок не ответила на него. Если таких писем наберется несколько, то ФСФР сможет в суде доказать, что страховщик не исполнял свою обязанность, полагает Тай.

Правила профессиональной деятельности в части оказания услуги ОСАГО предусматривают санкции лишь при продаже полиса со скидками, льготами, говорит представитель Российского союза автостраховщиков: другие ситуации там пока не предусмотрены. «Мы получили первые жалобы по таким случаям и изучаем ситуацию», – добавляет он.

Жалоб больше

207 – столько жалоб на 50 крупнейших страховщиков зарегистрировано в I квартале Уральским отделением ФСФР. Их на 24 больше, чем в предыдущем квартале.

Источник: Ведомости, №104, 17.06.13

Автор: Нехайчук Ю.